. . . Они (подростки) сегодня
обожают роскошь, у них плохие манеры
и нет ни какого уважения к авторитетам,
они высказывают неуважение старшим,
слоняются без дела и постоянно сплетничают.
Они все время спорят с родителями,
они постоянно вмешиваются в разговоры
и привлекают к себе внимание,
они прожорливы и тиранят учителей. . .
Cократ (470/469-399 гг. до н. э. )
Мне кажется, что эти слова являются прекрасным началом реферата по теме
"Рок". Тем более, что рок считается молодежной культурой, потому что. .
. Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата. Взявшись за тему
"Рок-культура", я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе задачу.
Наверное даже я ее усложняю. Рок-музыка - это настолько спорное
направление искусства, что очень сложно выбрать правильную точку
рассмотрения вопроса. Я немного ограничил тему, так как не считаю
возможным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое
время и в столь ограниченном объеме.
К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о
законодателях рока. Вся моя информация базируется на моем архиве
переведенных зарубежных журналов, а также на том количестве советских
журнальных и газетных статей, пластинок, накопившихся у меня за те
годы, которые я серьезно увлекаюсь роком.
Еще сразу хочется оговориться, что любая область человеческой
деятельности не лишена "ченухи", поэтому общие фразы, последующие далее
не следует распространять на всех исполнителей (поклонников)
рок-музыки.
Итак. . .
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.
Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прошлое. Как, почему возник новый стиль музыки, с чего все началось?
А началось все с того, что в 1920 году советский инженер Л. Тремен
изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс. Он был устроен
следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к
антенне или удаления от нее руки исполнителя. Желание использовать
электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные
инструменты с причудливыми названиями - эмиритон, траутониум, виолен. В
тридцатые годы появились первые электрогитары. Но с современной
электрогитарой общего у них нет, пожалуй, ничего, кроме ремня, на
который она вешается. Да и электрогитарой те инструменты назвать было
сложно. Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркестре, сделать
ее звук более громким, к акустической гитаре приставили звукосниматель.
Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели
добиться. Звук стал громче, но сущность гитары (аккомпанемент)
осталась. Позднее было обнаружено, что посредством обработки звука до
усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена
электрогитара, которая приобрела со временем цельный корпус и массу
электроники в придачу. В последствии именно гитара и стала "первой
скрипкой" рок-ансамбля , правда, в последнее время и бас-гитара, ранее
исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие
сольные партии, что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в
группе.
"THE BEATLES". ИСТОКИ РОКА ?
О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой
области не сделаешь. Многие считают 4-х ливерпульских парней
основателями стиля "рок". Так ли это? - Сложно сказать. Вероятно, так.
Хотя мне кажется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который
впоследствии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так
называемую "поп-музыку". Одна из черт "Beatles", позволившая мне
причислить их к "попслвикам" - это относительная простота их музыки и
текстов, хотя это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем
отсутствие способностей у музыкантов. Молодежь тогда устала от
сложностей жизни, ей хотелось чего-то легкого и доступного для
понимания. Нельзя отрицать, вклад в развитие молодежной музыки
"Beatles" внесли огромный. Безусловно, они дали духовную основу рока,
подготовили для него аудиторию слушателей, но они не могли основать рок
с точки зрения музыки. Много говорит за "Beatles" высказывание Боба
Дилана, одного из творцов стиля "фолк-рок": - Они сделали то, что было
невозможно, то что не могло быть возможным. . . Я сказал себе: теперь
все будет не так; я был потрясен. И я не мог поверить, что еще
несколько часов назад не видел "Beatles". . .
HARD-ROCK (Справка из энциклопедии).
Хард-рок. Дословно: жесткий или тяжелый рок. Понятие
настолько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно
рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных
ответвлений.
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно
поэтому раздражали слушателей, привыкших к обтекаемой, плавной передаче
музыкальных идей. Хард-рок, "призрак" которого витал в композициях
поп-групп с первой половины 60-х годов, впервые принял относительно
четкую форму в музыке таких групп, как "Блю чиэр" и "Крим" (хотя
однозначно определить авторство невозможно: идея действительно носилась
в воздухе, элементы хард-рока появились и в музыке "Битлз", "Роллинг
Стоунз", "Ярдбердз").
Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести,
достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует
от музыкантов виртуозного владения своими инструментами. В хард-роке,
помимо "выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты
напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэтому здесь не
может быть обособленной импровизации одного инструмента, а это
означает, что в импровизации участвуют все инструменты группы, создавая
целостность и монолитность произведения.
Как самостоятельное направление "хард-рок" выделился в конце 60-х
годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя
выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, "хард-рок" с тех пор предполагает
исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и
музыке, и ее поклонникам. К началу 70-х появились группы-исполины,
блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока", но и исключительным
композиторским талантом и исполнительским мастерством: "Лед Зеппелин",
"Дип Перпл", "Блэк Сэббэт", "Назарет", "Гранд Фанк Рейлроуд" и многие,
многие другие, почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего
тона хард-рока сегодняшнего дня.
В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими
направлениями рок-музыки, как правило, дает интересные результаты - так
появился "тяжелый арт-рок", "хард-фьюжн", "тяжелая психоделия", а также
такие стили, как "глиттер-рок", "тяжелый ритм-энд-блюз", "хард-кор".
Rolling Stones ("катящиеся камни")
Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской
музыке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того
времени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер
основал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе
которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в числе
которых были и будущие участники "Роллинг Стоунс": Мак Джеггер, Кит
Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в "Б. И" они
как бы выделились в отдельный коллектив. В один из вечеров они играют
вместо "Б. И" в клубе "Марки" - этот концерт и положил начало карьеры
R. S. Основу репертуара группы составляли городские блюзы с
характерным, усиленным гитарным звуком. В ранних песнях R. S. нетрудно
услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с тем, группа
упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с годами
становившееся все более и более отчетливым. Известность, хотя и
несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были
шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой
держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственности.
Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие
поклонники. История R. S. после 1965 года, особенно после песни
"Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рекламе
"Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история
стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего
рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ("ангелами ада"
перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для
музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули на
ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили свой
облик, но надлом произошел. Их альбомы становятся все более и более
искусственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие пластинки
звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R. S. прекратил свое
существование, но его участники (кроме Джонсона, умершего в июле 1969
г. ) продолжили работу сольно.
"Deep Purple".
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень
интересную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина
движения хиппи. Группы типа "Кэджалс", "Пластик Пенни" лишь ненадолго
привлекали внимание, неожиданный успех выпал на долю "Статус Кво",
ансамбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз
выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей,
Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным
проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два
девственника". Начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз"
выпустил "Банкет нищих".
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали
инструментальные пьессы Х. Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало
удивления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным
возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим
делом. Взаимовлияние было очень сильным.
Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских музыканта
решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи
Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. О
Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому едва
исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными
коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую
музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, много играл
с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочетания своих
увлечений классикой и эстрадой.
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитариста Рода
Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла летом того
же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит -парадах
появился и первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The shades of
Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во многом наивной и
неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное
мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет
расти и служить эталоном для многих их последователей. Следующая
пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспериментами Лорда в
области сближения рока и классики. Вскоре сложилась парадоксальная
ситуация - пластинки "Deep Purple" попадали в американские хит -парады,
а у себя на родине, в Англии, группа была практически неизвестна. "Deep
Purple" решили сделать что-то у себя дома.
Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Роджером
Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как поэт,
автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных
ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский филармонический
оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт, написанный
Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким случаем,
когда попытка соединения рока и "академической" музыки была одинаково
восторженно встречена поклонниками и той и другой музыки. "Живая"
запись из Альберт - холла была выпущена на пластинке. Кстати, "Концерт"
был не единственным таким опытом Лорда.
Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep
Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с
сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве группы.
"Тяжелый металл" тогда только набирал скорость. Для миллионов
слушателей "крестным отцом" жанра - если не строго хронологически, то
духовно - стал ансамбль ""Deep Purple"" В почерке коллектива появилось
все, что потом использовали другие "металлические" группы - громкость,
как эстетическая составная, простые риффы-гитары и бас-гитары, часто
играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что
отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это готовность
постоянно впитывать новое, что появляется в других жанрах, открытость
другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led Zeppelin", также
стоящий у идейных истоков "тяжелого металла" замкнутостью не
отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и
сегодня.
Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским странам.
Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян Гиллан был
приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере "Иисус
Христос - Суперзвезда". Тогда же Лорду впервые поручили написать музыку
для кинофильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл "Дип
Перпл" "Странная женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а также
последующие "Machine Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе думаем"
выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих пластинках
есть первоклассные вещи, но у слушателя начало создаваться впечатление,
что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973 году Гиллан и
Гловер ушли из "Deep Purple", мотивируя свое решение отсутствием
какого-либо продвижения вперед. Им нашли замену (Дейв Кавердейл и
Хьюз), но в 1975 году из "Deep Purple" ушел Блэкмор. Заменили и его,
но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекратил свое
существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группами. Но
старые привязанность оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд,
Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и записали "Абсолютно
ненормальных людей". В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося
"Deep Purple" - "Дом голубого цвета".
История современного рока не может не включить в себя творчество "Deep
Purple" Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки,
влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в творчестве самых разных
коллективов.
"HEAVY METAL" (Справка из энциклопедии).
"Тяжелый металл", или "тяжелые орудия", - так переводится
это словосочетание - одно из ответвлений "хард-рока", получившее
широкое распространение в начале 80-х годов.
Так же как и в хард-роке, основы "хэви-метал" были заложены такими
исполнителями, как "Лед Зеппелин", "Блэк Сэббэт", "Гранд Фанк
Рейлроуд", "Дип Перпл", "Блю Чиэр". Выделив из музыки этих групп
исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и
"канонадные" ударные, группы "новой волны" английского тяжелого
рокатакие, как "Даймонд Хэд", "Саксон" и "Айрон Мэйден", - лишь
разработали инструментальную структуру стиля, позже получившую
окончательное развитие в музыке представителей так называемого "спид"-
и "трэш"-"металла".
До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяжелого
металла". Если в США "хэви-метал" - это понятие, объединяющее и
"металл", и "хард-рок", то в Англии классификация очень близкая к
нашей, хотя при сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард"
только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к
"металлу".
Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к нулю,
точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова, однако
опытные "металлические" группы ("Металлика", "Слейер", "Мегадет") часто
вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма, и у
неподготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии, хотя
речь идет о ритмической импровизации, по духу очень близкой той,
которую исследуют серьезные современные композиторы.
Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского
писателя Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959), где он использует этот
термин для описания резкой, непривычной музыки. Широкое распространение
термин получил после песни американской группы "Степпенвулф" "Born to
be wild"(1968), в которой есть слова "heavy metal thunder",
то есть "гром тяжелых орудий".
"BLACK SABBATH" - НАЧАЛО "НЕАVY METAL".
Группа "Black Sabbath" была образована в 1968 году в
Англии, в городе Бирмингем. В исходный состав группы вошли: Оззи
Осборн(вокал), Тони Йомми(гитара), Терри Батлер(бас), Билл
Уорд(ударные). Называясь еще "Земля" будущие "Black Sabbath" решили не
копировать своих предшественников и "учителей" "Лед Зеппелин" и "Дип
Перпл" и одними из первых начали играть так называемый "тяжелый блюз".
Хотя сам Тони Йомми говорил: "Мы не знали как назвать свою музыку, -
единственным нашим желанием было играть ее и как можно громче."
В 1969 году они стали называться "Black Sabbath", взяв для группы
название одноименного фильма. Этот же фильм стал неплохой основой для
нескольких песен с нового альбома коллектива. В принципе ничего
революционного "Black Sabbath" не предложили, но в отличие от " Дип
Перпл" и "Лед Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от
различных "аранжементных" добавок. Полностью были исключены клавишные,
исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой
ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная
тематика песен (автор текстов, в основном, Батлер) стали визитной
карточкой "Black Sabbath", которые стали неожиданно очень популярными
среди студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях
ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для взрослых. В
начале 70-х годов "Black Sabbath" зарекомендовали себя еще и как самая
громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в Книге рекордов
Гиннеса (по тем временам, конечно).
В 1975 году появились первые проблемы.
Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить успех
предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы. Сам Йомми
объясняет это факт следующим образом:
- В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогревающих такие
группы, как "Ван Халлен" и "Аэросмит". Они работали перед нами, и это
сыграло нам отрицательную роль. Ребята пели о сексе, любви причем их
музыка была проще и доступнее, как и тексты. Мы видели, что с
появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим нечто
новое. Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел Оззи
Осборн и встала проблема с поисками вокалиста.
В 1980 году в "Black Sabbath" пришел Рони Джеймс Дио из "Rainbow", что
сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов. Был найден новый
продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы толпы"(1981) стали
фантастическими примерами классического английского "хэви метал".
В следущем году состав группы стал постоянно меняться, и поклонники
стали сомневаться: а не набирает ли Йомми футбольную команду? Нет нужды
описывать все изменения состава, достаточно лишь сказать, что в нем
успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем последовало
фантастическое выступление на фестивале "Life End" в первоначальном
составе, который продержался вместе лишь один день. Злоключения с
составом продолжались. В 1986 году удалось записать пластинку "Седьмая
Звезда", но она осталась маловыразительной, а из оригинального состава
в группе остался лишь Йомми. Наконец, в 1987 году в "Black Sabbath" был
приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был записан "Aternal Idol" -
вокал был просто идеален, тем более, что он был очень похож на голос
Дио. Взяв в состав еще и ветерана рок-н-ролла на ударные, они тотчас же
записывают "Headless Cross" - альбом, имеющий очень высокие оценки
критиков, часть из которых вообще называют его лучшим среди всех
альбомов "Black Sabbath".
А в течении 1989-1990 годов "Black Sabbath" находились в турне,
концерты которого проходили с аншлагами. Московские концерты не были
исключением.
"ГЛИТТЕР-РОК". "KISS".
Своим рождением "глиттер-рок" обоязан Англии, такие
исполнители, как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили его основы, но
максимального развития этот стиль достиг в США, где его взяли на
вооружение Элис Купер, Лу Рид и "Kiss" - именно "Kiss" довели этот
стиль до совершенства, и сейчас он является полноправным музыкальным
направлением.
В 1970 году группа выступала под названием "Love Gun" и ее репертуар
состоял из апробированных хитов и нескольких соьственных песен,
отличительной чертой которых был ярко-выраженный мелодизм (который
"Kiss" сохраняет на протяжении всей своей карьеры). Вскоре "Kiss"
обнаружил независимый телепродюсер Билл Окойн, и спустя некоторое время
группа подписала контракт с фирмой "Касабланка Рекордз".
Составной частью плана по "завоевыванию мира" стал сложный сценический
грим музыкантов - в сумме с их театральными шоу и мощной, динамичной
музыкой это дало мгновенный результат, и практически с первого альбома
("Kiss", 1974г. ) "Kiss" не знают, что такое забвение публики. Тем не
менее первые три альбома критики подвергли разгрому, хотя их претензии
относились к имиджу группы - музыкальные достоинства "Kiss" никогда не
подвергались сомнению. Четвертый диск группы (концертный "Alive", 1975)
стал платинавым в рекордно короткий срок, а на следующий год "Kiss"
отпразновали свой первый хитовый сингл, "Rock-n-Roll all night"(12-е
место в хит-параде США).
В 1976 году группа несколько смягчила звучание, и это был правильный
шаг: первая же композиция, созданная в новой манере ("Beth", автор П.
Крисс), разошлась милионным тиражом и заняла 7-ое место в национальном
хит-параде. Пик популярности "Kiss" пришелся на 76-78 года; в этот
период все их альбомы неизменно становились "платиновыми". В 1977 году
"Kiss" сборник комиксов, в которых фигурировали сами музыканты, а в
конце 78-ого был снят мультфильм ""Kiss" встречаются с приведением
парка";кроме того, в 1978 году все участники группы выпустили сольные
альбомы.
В мае 1980 года П. Крисс начал сольную карьеру, а его место занял Эрик
Карр; в этот период музыканты отказываются от грима и впервые публика
увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными. Замена барабанщика, к
удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что подтвердили очень
сильные альбомы, издание в первой половине 80-х. Затем из состава вышел
Э. Фрели, замену которому подыскивали долго. Перепробовав множество
гитаристов, музыканты остановились на Брюсе Калине, работавшим до зтого
в "Blackjack".
После некоторого спада "Kiss" вновь заявили о себе, выпустив
великолепный альбом в 1989 году, ставший предвестником новой трактовки
"хэви-метала". Впрочем, это был не последний их альбом, - группа
продолжает играть (и довольно успешно) и сейчас.
.
"HELLOWEEN". Вагнеровский металл.
Группа "Канун всех святых" представляет еще одно
направление стиля "Heavy Metal". Популярность "Helloween" на родине
(группа была образована в ФРГ в 1983 году) с момента выпуска первого
мини-альбома в 1985 году была стабильной, но международный успех пришел
не сразу, ему предшествовала напяженная студийная и концертная работа.
Переломным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы
появился вокалист Михаэль Киске, хотя и бывший вокалист, Хаске, по
итогам 1986 года входил в десятку лучших певцов ФРГ. С участием Киске
был записан альбом "Хранитель семи ключей. Часть I. " Благодаря этому
группу заметили в Англии и в США. Этот альбом достиг высокого места в
национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в "горячей сотне" в
Германии. Год завершился совместными гастролями с группой "Overkill",
выступлением на популярном международном фестивале "Металлмания",
ежегодно проводимом в Польше. Пиком стали новогодние выступления группы
в легендарном Лондонском "Одеоне".
Летом 1988 года группа выступила на английском фестивале "Монстры
Рока", где группа играла с такими грандами, как "Айрон Мэйден", "Кисс",
Дэвид Ли Рот, "Мегадет". "Helloween" и американская группа "Ганз энд
Роузез" стали тогда открытием фестиваля.
В музыке "Helloween" заметно влияние классических произведений,
некоторые обозреватели называют стиль группы "вагнеровским металлом". А
творческий потенциал группы на данный момент дает все основания для
самых оптимистических прогнозов.
"GUNS'N'ROSES".
Можно сказать, что группа "Guns'n'Roses" представляет
сегодняшний день "хэви-метала", так как образовавшись сравнительно
недавно (1985 год, США) онадовольно быстро приобрела мировую
известность и популярность.
Избрав в качестве ориентира стиль таких групп, как "Аэросмит" и
"Назарет", "Guns'n'Roses" в короткое время зарекомендовали себя, как
одна из наиболее интересных групп, играющих "ураганный хард-рок" - так
определили их манеру игры музыкальные критики. Группа выступала в
качестве "разогревателя" перед концертами "Аэросмит", причем молодежь
воспринимала "Guns'n'Roses" с гораздо большим энтузиазмом, чем "гвоздь
программы". В 1987 году был выпущен альбом, ставший самым феноменальным
дебютом среди американских групп за всю историю рок-музыки: за год
тираж пластинки превысил 7 млн. , а практически все песни, вошедшие в
диск были изданы в виде синглов. Песня "Sweet child of mine" стала
международным хитом.
В августе 1989 года "Guns'n'Roses" выступали на традиционном фестивале
"Monsters of Rock" в Англии - программа, в которую музыканты обычно
включают композиции "Led Zeppelin" и "Rolling Stones" была признана
самой интересной, затмив выступления "Iron Maiden" и Дэвида Ли Рота.
Последние альбомы группы говорят о том, что "хард-рок" и "металл"
приобрели новое звучание, а это значит, что в лице "Guns'n'Roses"
рок-музыка приобрела нового лидера, не уступающего по своим
возможностям признанным королям прошлого.
"TRASH" И "METALLICA".
"Трэш" - одно из самых "тяжелых" направлений рок-музыки
(от слова "thrash" - дрянь, гадость). Одним из первопроходцев этого
стиля по праву считается "Metallica". Ее феномен заключается в том, что
без "сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима,
без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во главе
нового "тяжелого" андерграунда, но и приобрела репутацию супергруппы
вне его. "Metallica" играет "рафинированный металл", свободный даже от
"наследственных примесей" - ритмическое богатство композиций,
предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динамика аранжировок
мгновенно выделяют группу среди множества подобных, взявших за основу
внешние признаки "металликовского" "металла". В свох работах музыканты
настолько честны и искренны, что создается впечатление, будто 70-х - с
их компромиссами, усталостью, лицемерием, прагматизмом, комплексами
неполноценности и животным страхом перед будущим - никогда не было.
Группа, способная гитарным риффом перечеркнуть наследие
"постреформистского десятилетия", может с полным основанием
претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и наивных "детей
цветов". Только "Metallica" не наивна, а предельно ожесточена - утратой
разноцветных иллюзий, своим временем и его жестокостью, и тем не менее
она - второе поколение Вудстока.
Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х, с их вызовом
ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" английского
хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Бешеная динамика
музыки "Моторхэд", "Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на него свой ответ:
спасение в движении, в скорости - под лежачий камень вода не течет.
Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам хозяин своей судьбы!
. . . Датчанин Ларс Ульрих серьезно занимался теннисом. Настолько
серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров. В 1980 году
его родители перебрались в Лос-Анджелес. Спортивная карьера прервалась
сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными. Спустя год ему
попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкантов для
группы. Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в дружбу.
Приятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитаристом, для соло
пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэтфилда по силе и
тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна (это впоследствии
отмечал и сам Оззи).
Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические эксперименты
Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспективному
гитаристу. На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 года
"Metallica" записала свою первую композицию. Лента с записью попала на
фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала контракт на
первую пластинку. Однако в самом разгаре работы бас-гитарист Макговни
тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может: "От его
ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокнутый - мы
играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно вылетели в
Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа Бертона, в то
время игравщего в группе "Травма".
Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем работы.
Как любой хороший бас-гитарист, Бертон прекрасно играл на рояле, владел
музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог, вел своих менее
опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал фундамент для
дальнейшей работы, высвобождал из оков невежества творческкий потенциал
Хэтфилда. Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это понравилось.
В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбома.
Музыканты работали по двадцать часов в день, но. . . Появление Бертона,
его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэтфилд
почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось. Однако
изменилось. Изменилось их восприятие музыки, критерии, требования,
предьявляемые к материалу. "Дэйв Мастейн - отличный гитарист, наверное,
он самый быстрый гитарист в "металле", - говорит Хэтфилд, -но мы уже
стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто ничего не
произошло. Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и с мелодиями.
"
Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Экседес",
поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный воплотить любую
чужую идею с точностью компьютера. К счастью "рокировка" гитаристов
прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мегадет", группе,
которую называют "скоростной и прямолинейной копией "Металлики"").
Перед любителями жесткого рока появилась новая группа. Но не совсем
такая, какой, предполагалось, она может быть. Не смотря на некоторые
стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", композиции
"Meталлики" выглядят более "сухими", резкими, а ритмические чудеса
Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к року в
традиционном смысле этого слова. В целом музыка группы "Metallica"
гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в роке.
Однако тексты первого альбома "Убей их всех" практически не отличались
от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок, да
здравствует рок и только рок!
Принципиально иным стал второй альбом "Оседлай молнию"(1984). В
музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми
отмечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут такую
же эмоциональную нагрузку, как и музыка. "Metallica" взялась за очень
трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие психозы,
подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда присутствуют в
творчестве этой группы.
Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобретает
статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном,
беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего
"золотым" (учитывая запись на "инди"-фирме).
В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica"
отправилась на гастроли по Скандинавии. По дороге из Стокгольма в
Копенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на скользком
повороте и первернулся. Погиб один человек, Клифф Бертон. Ему было 24
года.
Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов. Они
получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну. Ее
автором был Джесон Ньюстед:"Когда я пришел на прослушивание, то увидел
трех мрачных парней в черных майках и джинсах. Я взял бас-гитару, они
включили фонограмму. Со второго раза я "попал" и рискнул на
импровизацию. Когда я отыграл пол-часа, они переглянулись, молча пожали
мне руку и вытолкали за дверь. Я так тогда и не понял подхожу я или
нет. " Он им подошел.
". . . И спроведливость для всех" - так назвали "Metallica" свой
двойной альбом, вышедший в 1988 году. Впервые после записи "Убей их
всех" группа пришла в студию с готовым материалом. Работа двигалась
очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные композиции,
сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот альбом
получился самым интересным в истории "Металлики". В рекордный срок он
стал "платиновым" и первым среди "инди"-пластинок оказался в
американской "Top 10".
Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и к 6
августа он уже был дважды "золотым". Эту работу можно рассматривать,
как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и одновременно
вполне логичную, применительно к концепции творчества "Металлики":
скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью, уступила место
мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее отсутствием),
жесткость звучания сохранилась, но теперь она достигается за счет
акустических инструментов. В целом же этот диск полон реминисценций
хард-рока 70-х, в нем явственно прослушиваются стилистические
комбинации а-ля "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".
Остается добавить, что несколько миньонов группы вышли в 1992 году, а
сейчас музыканты пишут навый студийный альбом, который, надиюсь,
принесет свежую струю в мир "Трэш-металла".
"Современный "спид - трэш - метал". Кто это?"
Если пробежаться взглядом по спискам наиболее известных
групп этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как
наиболее сильные в этом жанре. Это германская группа, состоящая из
команд:"Kreator", "Destruction", "Sodom", американская: "Slayer",
"Megadeth", "Napalm Death" и приехавшая из Бразилии "Sepultura".
История "Креатора" началась с малоизвестной западногерманской группы
"Tormentor", которая в 1985 году записала две неплохие
демонстрационнные записи и получила контракт с фирмой "Нойз". Но в
"металлических" кругах уже существовала группа с таким названием и
музыканты переименовались в "Kreator". Дебютный альбом "Бесконечная
боль" (85 г. ) мгновенно вывел группу в высшую лигу западногерманского
трэш-метал, стиля, отличающегося атакующим звуком, хотя по современным
стандартам музыка "Креатора" того периода может показаться несколько
наивной. После выхода второй пластинки "Pleasure to kill" (86 г. )
группу заметили и за пределами ФРГ, группа провела большое турне с
"Destruction" и "Rage". К моменту выпуска третьего альбома
"Terrible Cirtainty" исполнительный уровень группы значительно вырос,
на что также повлиял приход третьего гитариста. Это позволило
"Креатору" отправиться с гастролями в США, где они дали 35 концертов, и
в Канаду (вместе с группой "Voivod"). Появление нового гитариста
усилило концертное звучание группы, приблизив его к студийному. После
второго турне по ФРГ, "Креатор" стал пользоваться популярностью и в
Англии, куда вскоре группа отправилась с гастролями, получив отличные
оценки музыкальной прессы, хотя традиционно Английский слушатель
считается самым консервативным. В 1989 году группа стабилизировала свое
положение на еврорынке. И хотя альбомы 89 и 90 годов обвиняют в
излишней "чистоте" звучания, это не может поколебать репутацию группы.
К тому же "Креатор" наконец обратился к проблемам лжи, войны и
наркотиков, что подняло группу в глазах прессы.
Западногерманская группа "Destruction" ("Разрушение") образовалась в
1984 году - как следует из названия, группа не жалует такие стили, как
диско, поп, рэп и прочую "легкоту", а исповедует "жесткость и тяжесть
на грани безумия"(такое определение творческой концепции "Destruction"
дают сами музыканты), точнее - "трэш-спид-метал". На первых порах
состав группы часто менялся, но это лишь усилило потенциал группы -
образовавшийся путем "естественного отбора" окончательный вариант
"Destruction" выглядит настолько сильным, что группа по праву считается
лучшим германским представителем своего направления. Это прекрасно
видно по таким работам 1987 года, как мини - альбом "Безумный мясник" и
диск "Агония - прочь". В поисках смысла жизни, "Destruction" записывает
концертный альбом "Жизнь без смысла" и студийный "Помутнившийся
рассудок", ставший самым сложным для восприятия альбомом этой группы.
Американский квартет "Slayer" по привычке продолжают называть "самой
быстрой группой в мире", хотя это справедливо лишь в отношении их
ранних работ: сегодня трэш претерпевает серьезные изменения, которых не
избежала и самая титулованная группа этого направления "хард-рока".
Известность пришла к "Слей