Форма входа

Категории раздела

Поиск

Мини-чат

200

Наш опрос

Хочется ли вам прославиться?
Всего ответов: 31

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Rock-city 1-ый Рославльский неформальный
Среда, 16.07.2025, 22:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Об инструментах » Об инструментах

Создание гитарного саунда
О технологии записи электрогитары уже писалось. Поэтому не будем повторяться, а вспомним о том, что качество записи напрямую зависит от качества исходного сигнала, и поговорим о продюсировании электрогитарного звучания, то есть о том, как же получить этот самый качественный исходный звук, и что с ним потом делать.

Дело в том, что в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны западные гитаристы, попадая в Россию, с неподдельным изумлением наблюдают за тем, как их российские коллеги сами крутят ручки и отстраивают звук, а с другой - эти же самые "крутильщики" до сих пор считают, что достаточно взять маленькую педальку, воткнуть в неё серийную гитару, с которой на плакате сфотографирован их любимый гитарист, - и получится звук, как на пластинке этого музыканта. Да только что-то не выходит…Причём часто это касается не только молодых и начинающих, но и опытных музыкантов. Результат налицо, вернее - на записях.

У нас сложилось несколько устойчивых мифов: лучшие гитары - это фирменные Fender, Gibson, Ibanez, Jackson, B.C.Rich и т.п.; для формирования искажённого звука вполне достаточно педалей BOSS и DOD; лучшие гитарные комбо и усилители - это Marshall, а если уж Marshall, то лучше всего стоваттный.

Корни этих убеждений-заблуждений уходят в шестидесятые-семидесятые - эру гитарной музыки и гитарных героев. Во-первых, в те времена всё только начиналось, поэтому играли на том, что было - достаточно сказать, что Джимми Пейдж был первым в Лондоне обладателем эффекта fuzz, который ему сделал приятель из морского ведомства. Зато вся аппаратура в те годы была ламповой, а производители гитар были не международными брендами, а по сути дела, просто большими мастерскими, где многое, а часто и всё, делалось вручную. Вот в этом-то секрет хорошего звучания старых гитар!

Во-вторых, о студийной деятельности западных музыкантов информации практически не доходило, а доходили только плакаты да фото с концертов. При этом наивно предполагалось, что музыканты используют то оборудование, с которым их видят. Между тем, это не всегда так. Скажем, имидж Джимми Хендрикса и Ричи Блэкмора неразрывно связан с Fender и Marshall, между тем большинство записей Хендрикс сделал на Fender Twin Reverb, а Ричи Блэкмор как-то сказал: "я увидел порталы Marshall, и мне очень понравилось, как они выглядят, правда, звучали они ужасно". Действительно, ничто не выглядит на сцене круче, чем стена стеков Marshall - даже до продюсеров Бритни Спирз это дошло (имеется в виду клип I love Rock-n-roll). Тем не менее, никто не может точно сказать, для чего нужны сто ватт мощности, если микрофон стоит у самого динамика.

Есть и ёще один момент - коммерческий. В рекламных целях фирмы-производители используют имидж известных музыкантов, заключая с ними договора. Музыкант-"эндорсер" получает бесплатно инструменты и оборудование, а то и деньги, а в ответ рекламирует продукцию фирмы. При этом, если мы говорим о гитаристах, то инструменты для знаменитостей делаются вручную мастерами фирмы - на каждой крупной фирме есть Custom shop, мастерская, где вручную выполняются различные заказы - от сборки гитар из различных серийных деталей до изготовления серьёзных дорогих инструментов. Их роднит с магазинными только внешний вид и логотип производителя. Зато потом наивным покупателям продаётся "именная" модель.

А иногда случается и вовсе искажение действительности. Точно известно, например, что известный гитарист Стив Вэй записал композицию "The boy from Seattle", посвящённую памяти Дж. Хендрикса, используя Fender Stratocaster, - между тем на видеоклипе он появляется с Ibanez. Так что, ориентируясь на рекламу, качественный гитарный звук не получить.

А как же быть? Сейчас разберёмся.

Итак, для того, чтобы звук дошёл до микрофона, нужна цепочка: гитара - исказитель (fuzz, distortion, overdrive) - комбик с эффектами. Последний может быть в виде отдельных блоков: предусилитель - эффекты - усилитель мощности - акустическая система. И каждый из этих элементов имеет свои важные нюансы.

Гитара

Несколько слов о ней сказать всё же нужно - слишком велик у нас в России престиж фирмы и пиетет перед ней. Счастливый обладатель "родного" Gibson или Ibanez никакой критики в адрес своего инструмента слушать не желает. Между тем, на Западе на таких гитарах играют только начинающие и любители, а серьёзные музыканты используют инструменты ручной работы, и звукосниматели у них тоже ручной сборки.

О звукоснимателях чуть ниже, а пока о гитарах. Я абсолютно убеждён в том, что студия, заявляющая, что может записывать электрогитару, обязана иметь хотя бы минимальный набор гитарного оборудования, и начинается он именно с инструментов. Причём, у нас в России в этом смысле ситуация выигрышнее, чем на Западе - хорошие мастера в стране есть, хотя их и не так много, а стоимость серьёзного профессионального инструмента получится сопоставимой с ценой фирменной серийной гитары. Я понимаю, что нашему человеку поверить в это трудно, особенно после десятилетий противопоставления нашего "самопала" и их "фирмы", тем не менее всё обстоит именно так. Может быть, стоит прикупить одну или две фирменные гитары для снобов, если средства позволят.
Gibson Les Paul

Основных конструкционных типов гитар всего три, но между ними существует принципиальная разница. Первый тип: корпус - мягкое дерево (например, красное) и сквозной или вклеенный гриф. Это так называемые "сустейновые" инструменты с густым звуком типа Les Paul - они хороши для блюза и медленных певучих партий, но не подходят для скоростной игры, для которой нужны инструменты второго типа. Второй тип имеет корпус из твёрдых пород древесины и привинченный гриф. Такая комбинация обеспечивает хорошую "читаемость" скоростных партий, но совершенно не подходит для мелодических партий и блюза.

В большинстве случаев производители соблюдают эти сочетания. Не надо быть гитаристом, чтобы перевернуть гитару и посмотреть, каким образом прикреплён гриф.

И третий тип - это полуакустические гитары, которые тоже имеют две разновидности. Первая - это джазовая гитара. Она имеет глубокий акустический корпус с широкой обечайкой, и деревянный нижний порожек, который не крепится жёстко к деке, а прижимается к ней струнами. Такая конструкция даёт типичный джазовый звук, но "убивает" сустейн. Второй тип имеет тонкий полуакустический корпус и жёстко привинченный к нему металлический нижний порожек. Такая конструкция характерна для блюза, джаз-рока, блюз-рока. Эти инструменты обладают и сустейном, и акустической окраской звука.

Три названных типа гитар перекрывают все основные потребности студии, и они должны быть в наличии, чтобы обеспечить запись материала, адекватную поставленной звуковой задаче. Приведу простой пример. Недавно довелось быть свидетелем ситуации, когда на записи песни, имеющей лёгкий джазовый колорит, требовалось придать этот самый колорит аккомпанементу. Но приглашённый гитарист пришёл на запись с гитарой Fender (потому что другого инструмента у него просто не было), сыграл свою партию на чистом звуке… и, в результате, нужного эффекта не получилось. В тот момент под рукой полуакустической гитары не было, как не было и человека, который бы жёстко настоял на применении подходящего инструмента. В результате бюджет на запись был израсходован, и песня так и осталась записанной в неудачном варианте.

Конечно, со своим инструментом музыканту привычнее и удобнее, но в тех случаях, когда это имеет принципиальное значение, следует твёрдо требовать замены инструмента. Например, не следует допускать исполнения скоростных партий на инструментах типа Les Paul. Даже у Гари Мура в быстрых пассажах появляется каша (в последнее время он играет как раз на Les Paul), а часто ли к вам на запись приходят музыканты такого уровня? В принципе, у серьёзного гитариста должно быть несколько разных инструментов на разные случаи жизни, хотя далеко не все могут себе это позволить.

Звукосниматель

Все знают, что электрический сигнал, снимаемый с гитары, формируется в звукоснимателях, но не все знают, что звукосниматель звукоснимателю рознь. И здесь для нас гораздо важнее не различие между синглами и хамбакерами, а то, что кроме тех звукоснимателей, которые ставят на серийные инструменты, существуют ещё звукосниматели так называемого "студийного" класса. Ситуация здесь точно такая же, как с гитарами: в крупных фирмах-производителях звукоснимателей существуют специальные отделы, которые вручную и в небольших количествах выпускают высококачественные датчики. Есть такие отделы на Bartolini, Schaller, EMG, DiMarzio. Эти звукосниматели отличаются от массовых расширенным частотным диапазоном (до 10кГц), ровной АЧХ и отсутствием шумов - зато и цена на комплект таких звукоснимателей сопоставима с ценой всей серийной гитары.

Тем не менее, если будете заказывать или приобретать инструмент для студии, советую ставить именно такие датчики. Дело в том, что обычные звукосниматели имеют урезанный диапазон и выделенную полосу на средних частотах, что и обеспечивает окраску звука. Если сигнал с такого звукоснимателя обработать эквалайзером, то ничего, кроме ухудшения разборчивости, не получится. Зато широкополосный датчик позволяет формировать звучание гитары по своему усмотрению. Для этого между гитарой и distortion включается эквалайзер, и, поочерёдно поднимая отдельные полосы, можно сформировать нужное звучание. Но не стоит поднимать одновременно больше двух полос - пропадёт разборчивость.

Ещё один эквалайзер - параметрический - понадобится включить сразу же после distortion. Он используется для того, чтобы подавить нежелательный резонанс, который зачастую всё же появляется в звуке. Не стану объяснять нашим читателям, как найти и подавить с помощью параметрического эквалайзера мешающую частоту - это общеизвестно.

Всем не раз приходилось обрабатывать звук гитары эквалайзером, хотя бы для того, чтобы расчистить в аранжировке место для других инструментов или вокала, но здесь важно понимать один момент: сейчас мы говорим о формировании окраски звучания гитары - и ни о чем более. Это не отменяет возможности применения эквализации на этапе сведения, но уже с помощью других эквалайзеров - первые два должны оставаться неприкосновенными, если мы хотим сохранить найденное звучание.

Исказитель

Он же fuzz, он же distortion, он же overdrive. Это важнейший элемент в формировании электрогитарного звучания, так как именно применение искажения качественно изменило звучание гитары, превратив её в принципиально новый инструмент, ведь джазовая гитара, по своей сути, была просто электрификацией акустической гитары.

Исказитель может существовать как в виде отдельного блока, чаще всего предварительного усилителя (преампа), так и в виде одного из каналов комбо, - но и в качестве элемента комбо это всё равно часть предварительного усилителя. Глубина искажений регулируется ручкой Gain. Правило тут одно: хороший звук и маленькие напольные педальки несовместимы. Всё то, что Сергей Титов сказал в беседе "Цифровой звук. Бывает ли дёшево хорошо?"("Звукорежиссёр" 1/2001) про аналоговые приборы вообще, справедливо и для distortion в частности.

Для качественной обработки блоком искажения широкополосного сигнала и, особенно, его высокочастотной области, требуются серьёзные схемотехнические решения и высококачественные компоненты, что не позволяет добиваться желаемого

результата на "примочках" ценой до 100 долларов. Правда, некоторые педали стали классическими, но не по причине их непревзойдённого качества, а по причине "классичности" музыки, сыгранной с их помощью.
Marshall JMP-1

Классический пример - Fuzz Face. Его использовал Джимми Хендрикс, а он оказал влияние практически на всех современных рок-гитаристов, и его саунд стал знаковым. Кстати, ровно 35 лет назад, в 1967 году, Джимми Хендрикс выпустил эпохальный альбом "Are you expirienced?", в котором - корни того, что мы сегодня называем хард-роковой гитарой. Он первым применил искажённый звук, используя комбинацию "перегруженный Marshall+Fender Stratocaster", первым использовал обратную связь гитары с усилителем (feedback) в качестве музыкального эффекта, первым начал использовать напольные эффекты типа флэнджера и фейзера, которые до него были лишь экспериментальными. Практически все современные звёзды, от Риччи Блэкмора и Джо Сатриани до Стива Вая и Ингви Мальмстина, называют Хендрикса в числе любимых музыкантов, признают его огромное влияние, и называют "Are you expirienced?" тем альбомом, который раскрыл перед ними возможности их инструмента. Возможно, что он оказал влияние и на The Beatles - существует легенда, что Джон Леннон пытался пересчитать пальцы на руке Джимми, не веря в саму возможность такой техники игры, а в 1968 году в их репертуаре появились вещи с зачатками хард роковых рифов.

Сегодня существуют гораздо более совершенные приборы, которыми и нужно пользоваться для получения высококачественного звука. Лидер здесь - Mesa/Boogie Triaxis, за ним идут ADA MP-1 Classic, Marshall JMP-1 и Lexicon MPX-G2. Последний прибор - это не просто рэковый предусилитель, но и процессор, о нём поговорим далее. Классом чуть ниже идут Rocktron Prophecy и VoodooValve, а также рэковый прибор SunsAmp.

Усилитель мощности

Это следующий элемент цепи. Так как, применительно к гитаре, "лучший" усилитель в большинстве случаев означает "ламповый", важно знать, что оконечный каскад усилителя мощности вносит огромный вклад в формирование звука электрогитары. Дело в том, что в ситуации, когда усилитель включён на полную мощность, оконечный каскад входит в режим перенасыщения из-за того, что энергия сигнала, направляемая к динамику, не может быть полностью преобразована в звуковое колебание по причине невысокого КПД ламповых усилителей. Как следствие, "излишки" этой энергии возвращаются (через выходной трансформатор, согласующий динамик и лампы выходного каскада) к самим лампам, вводя их в режим перенасыщения. Это и заставляет искажать сигнал и генерировать специфические гармоники, окрашивающие звук тем особенным образом, который все ждут от ламповых систем.

Из этого следует важный практический вывод: если вы хотите получить настоящий "ламповый" звук, то ручка Master всегда должна находиться в крайнем правом положении, то есть на максимуме. Это касается только ламповых усилителей, а в транзисторных подобный эффект отсутствует, поэтому положение регулятора Мaster не имеет такого важного значения. Кстати, именно поэтому не стоит так уж стремиться к стоваттникам -придётся слышать их на максимальной громкости… Вот почему в описаниях сессий известных гитаристов так часто можно прочитать фразы типа: "усилитель был включён на полную мощность, так что в одной комнате с ним невозможно было находиться". Использование мощных систем оправдано только в том случае, если вам нужен звук именно этого конкретного аппарата.
VOX-AC30

Кроме популярных Fender, Marshall и Mesa/Boogie, часто используются малоизвестные у нас Soldano, Dumble и Wells, причём четыре последних фирмы производят аппараты ручной сборки, что заметно сказывается на их качестве - и цене. Мне как-то довелось послушать рядом Marshall и Dumble - так последний "убирал" Marshall по всем статьям. Но это и не удивительно, ведь Мarshall - хоть и качественный, но серийный продукт, а Dumble - это работа мастера Ховарда Дамбла, изготавливающего все свои комбы вручную, и славящегося бескомпромиссностью в вопросах качества.

Джо Сатриани заявил, что "не встречал усилителя, который звучал бы лучше, чем Wells". Это оконечный усилитель, который для него изготовил мастер Мэтт Уэлс, имеет мощность всего 17 ватт. Ричи Блэкмор говорил такие же слова про усилители ENGL, и, кстати, именно ENGL, а не Marshall, выпускает именную модель усилителя Ritchie Blackmore. Знаменитый VOX-AC30 имеет мощность 30 ватт, а современный Marshall DSL-20, который так же хорош для записи, - всего 20 ватт.

Справедливости ради надо отметить, что не лампой единой жива гитара. Существует классическое семейство комбо-усилителей Roland Jazz Chorus - это аппараты полностью транзисторные, но, тем не менее, очень хорошо подходящие для исполнения партий на чистом звуке.

Акустические системы

Это встроенный динамик (или динамики) комбика, либо отдельный кабинет. В случае с широкополосным сигналом, который мы обсуждаем, акустические системы чаще всего подвергаются переделке - добавляется для расширения частотного диапазона высокочастотный динамик. Это происходит из-за того, что динамики для электрогитары, например, фирмы Celestion, обладают частотным диапазоном с верхней границей в 5, в редких случаях 6 кГц, чего недостаточно для полноценного воспроизведения спектра гитары.

Такое усечение спектра характерно только для электрогитарных комбиков. Комбики для акустических гитар выпускаются укомплектованными широкополосными динамиками, либо отдельными НЧ- и ВЧ-динамиками, и имеют частотный диапазон до 12 кГц.

Слабость цепочки определяется слабостью её самого слабого звена, а такое звено для электрогитары - это искажение. Как уже было сказано, качественная обработка широкополосного сигнала блоком distortion - дело непростое и дорогостоящее. Поэтому в педалях (stomp boxes) частотный диапазон сразу ограничивается по входу до 5 кГц. Соответственно, у производителей акустики и звукоснимателей автоматически отпадает необходимость добиваться большего частотного диапазона. И кстати, именно из-за этого неопытные музыканты часто теряются при необходимости играть не на своём аппарате. Отсутствие в сигнале верхов маскирует недостатки звукоизвлечения, шумы, грязь и т.п., а с появлением в сигнале недостающих частот все погрешности исполнительской техники становятся очевидны. Но, если мы говорим о высочайшем качестве гитарного звука, то и самое первое звено - музыкант - должно соответствовать. Но вернёмся к акустике. Чем больше динамиков в кабинете, тем лучше: четыре лучше, чем два, а два лучше одного. Тогда, поставив микрофоны к каждому динамику, мы получим уплотнение и выравнивание звука, что не отменяет использование амбиентного и тылового микрофонов.

Эффекты - ревербераторы, хорусы, флэнджеры, фейзеры

Эффекты часто используются в петле "посыл/возврат" комбика, либо между предварительным усилителем и усилителем мощности, но в студийной практике часто бывает удобнее добавлять эффекты уже на сведении. Эффекты - это "специи", которые добавляются по вкусу, но всё же ревербератор с дилеем и хорус после distortion для придания звуку объёмности - очень распространенный вариант.

Ещё один вариант - разделение прямого и задержанного сигналов по панораме в разные стороны. Среди лидеров процессоров эффектов - TC Elеctronic G-Force и Lexicon MPX-G2. От большинства гитарных процессоров они отличаются тем, что, кроме эффектов высочайшего качества, точно передают динамические оттенки исполнения, в то время, как большинство процессоров сильно компрессируют сигнал по входу с целью предотвращения перегрузки цифро-аналогового преобразователя, и динамика в них сильно зажимается. Правда, блок distortion у TC Elеctronic G-Force - низкого качества, и использовать его ни под каким видом нельзя.

Приобретать специализированные гитарные процессоры эффектов более низкого класса для целей записи не имеет смысла, так как на студии всегда имеется процессор эффектов, который можно употребить и для гитары. Более того, в случае, если специализированного гитарного аппарата в студии нет, и музыкант пришёл на запись со своим процессором, - есть смысл записать сигнал без обработки только с distortion, и добавить студийные эффекты позже. Это тем более резонно, что во многих современных цифровых процессорах есть функция dry track или dry out, позволяющая снимать сигнал с цифрового выхода прибора без обработки, в то время как с аналогового выхода гитарист может слышать себя с обработкой. Действительно, зачем использовать реверберацию какого-нибудь среднего напольного процессора, если на студии есть Lexicon?

Ещё один аргумент в пользу такой записи - возможность применить re-miking , то есть повторную запись сигнала микрофоном. В этом случае ранее записанная партия воспроизводится через комбик и снимается микрофоном, при этом первоначально она может быть записана и в линию. Этот способ позволяет экспериментировать с различными типами комбиков, микрофонов, обработок, с балансом исходного и обработанного сигналов. Вообще-то, прямая запись (direct recording) в практике записи гитары не прижилась, зато прижилась для записи баса: очень часто сигнал бас-гитары пишется одновременно и микрофоном и в линию. Видимо, гитаристам не хватало звучания реального динамика комбика, и того самого перенасыщения оконечных каскадов усилителя, которое делает звучание гитары "живым". В общем, записи получались безжизненными.

Но в начале 90-х появились спикер-эмуляторы (Speaker Emulator) и устройства SunsAmp, моделирующие комбик, снятый микрофоном в заглушённой комнате. Плюс к этому в SunsAmp моделировались три основных типа гитарных усилителей: Fender, Marshall и Mesa/Boogie - и прямая запись обрела второе рождение. Естественно, что эта идея показалась многим очень привлекательной, и "процесс пошёл". Количество пользователей SunsAmp было огромным - от Стива Вэя до Kiss и "Металлики".

С появлением быстро дешевеющих цифровых технологий моделирование "проникло в массы" окончательно: появилось огромное количество процессоров, моделирующих различные модели комбиков, позволяющие моделировать положение микрофона относительно динамика и т.п. Конечно, цифровые модели не могут сравниться с ламповыми оригиналами, но они совершенствуются.

Ведущие гитаристы при записи продолжают использовать съем комбика микрофоном, но уже есть прецеденты использования программ при записи. По крайней мере, на сегодняшний день такую технологию применяет Батч Виг из Garbage, а известный американский продюсер Тод Рундгрен заявляет, что теперь вообще не использует реальных комбиков, а все гитары пишет только через Amp Farm - это программный аналог Pod для ProTools. И есть опасение, что когда-нибудь цифровые модели могут вытеснить аналог, ведь в циничном современном мире качество очень часто приносится в жертву функциональности. Если массовый слух будет привыкать к цифровому звучанию гитары, а качество моделирования будет расти, то не исключено, что в какой-то точке эти тенденции могут и сойтись. К счастью, пока этого не произошло.

Но не стоит "выплёскивать вместе с водой ребёнка" - консерватизм тоже хорош в меру. Любая технология - всего лишь средство для реализации творческих идей человека, и какой ей быть, зависит только от нас. Современные тенденции заключаются в комбинировании того лучшего, что могут дать ламповые и цифровые технологии: теплоты и "живости" лампы, и гибкости цифры. Приведу пример: на сегодняшний день лучшим прибором цифрового моделирования является Roland VG-88. По качеству моделирования он намного превосходит остальных своих собратьев по классу, и позволяет моделировать различные типы гитар (не только электрогитару, но и акустическую, "добро", банджо), различные типы звукоснимателей, и комбинировать их в разных сочетаниях. Кроме того, можно смоделировать такую гитару, которой в природе быть не может: например, длиной два метра, со звукоснимателем на грифе, и т.п. Прибор имеет два выхода, поэтому можно один включить в посыл-возврат лампового усилителя, а сигнал, взятый со второго выхода, подмешать к первому и др.

Ещё одна современная тенденция - использование гитарных синтезаторов, что позволяет гитаристу выйти за рамки традиционного гитарного звучания , сохраняя при этом все нюансы исполнительской техники. Приборы такого типа очень любят использовать такие авторитетные музыканты как Джон Маклохлин, Ал ди Меола, Стэнли Джордан, Аллан Холдсворт, Пэт Метени. Гитарный синтезатор по своей сути - это комбинация MIDI-конвертера (прибор, преобразующий аудиосигнал в MIDI-сообщения) и звукового модуля. Качество MIDI-конвертера и определяет качество всего прибора в целом. Тут выбирать особенно не из чего: лучший преобразователь на сегодняшний день - это AXON AX 100 немецкой фирмы Blue Chip. За счёт применения алгоритма раннего распознавания, основанного на принципе нейронных сетей, этот прибор практически свободен от задержек, обычно мучающих гитаристов при работе с гитарными синтезаторами, да и точность распознавания у него выше. Для серьёзной студийной работы это лучший, если не единственный выбор. Для работы с MIDI-конвертером на гитаре должен быть установлен MIDI-датчик - обычные звукосниматели в этом случае не подходят.

Многие рок-гитаристы стремятся сделать звук более плотным. Чаще всего снимают сигнал микрофоном Shure SM57, но это не всё, что можно сделать. Во-первых, можно использовать акустические системы с количеством динамиков больше двух, и каждый из них снимать отдельным микрофоном. Во-вторых, применить double track. Этот приём при записи гитары ещё в конце 60-х использовал Тони Йомми - гитарист группы Black Sabbath, стремясь добиться более массивного и тяжёлого гитарного звука, а позднее гитарист Оззи Осборна Зак Вайлде с той же целью прописывал по четыре одинаковых дорожки.

Другой способ - разделить сигнал сплиттером (или взять с разных каналов, если на гитаре стереовыход), и записать одновременно с нескольких комбиков с разными обработками. Стив Вэй порой доводит количество каналов до четырех-пяти. Хочется отметить, что электрогитара - это не всегда рок, поэтому плотная середина не всегда необходима. В этих случаях не обязательно использовать для съёма сигнала Shure SM 57, а вполне можно применить конденсаторный микрофон типа Neumann U87 (только старый, без букв после цифр), Audio-Technica 4047 или Audio-Technica 4060.

Если же подходить к вопросу по всей строгости, то даже соединительные кабели используются разные. Фирма Monster Cables, специализирующаяся на выпуске гитарных кабелей (ее продукцией пользуются Карлос Сантана, Эл ди Меола, Джордж Бенсон, Слэш, Пэт Метени и др.), выпускает отдельно кабели для рока (с подчёркнутой серединой) и джаза (с ровной АЧХ).

Итак, попробую суммировать все вышесказанное, и дать несколько советов по организации записи гитары со студии.

Чтобы обеспечить большинство потребностей при записи гитары, студии потребуются три инструмента описанных выше типов, оборудованных широкополосными звукоснимателями студийного класса, качественный преамп с distortion, ламповый оконечный усилитель (причём не обязательно мощный), а также акустическая система с расширенным частотным диапазоном плюс процессор эффектов. Предполагается, что достаточное количество эквалайзеров на студии имеется. В случае необходимости можно добавлять ещё компрессор перед блоком distortion.

С таким минимальным набором вы успешно преодолеете большинство проблем. Поиск индивидуальности в исполнении - это задача музыканта, а задача студии - обеспечить решение как можно более широкого спектра звуковых задач в рамках жанрового диапазона студии. Я считаю, что необходимое для этого оборудование студия должна иметь свое, а не ждать, что музыкант всё принесёт с собой. Многие вокалисты имеют собственные микрофоны, но это не
Fender Cyber Twin

отменяет необходимости иметь на студии парк микрофонов.
Fender Cyber Twin

Речь шла о минимальном наборе оборудования, а дальше идут элементы "сладкой жизни". В России использование гитарных синтезаторов не так распространено, как на Западе, тем не менее, MIDI-конвертер AXON AX 100 не помешает. Чаще всего наши гитаристы приобретают Roland-GR33, или имеют более старый GR30, так что наличие AXON в студии явно будет выигрышным. Также предполагается наличие на студии качественных звуковых модулей. Из цифровых моделлеров внимания достоин лишь упомянутый Roland VG-88. Это неплохое средство для экспериментов, остальные для серьёзного использования пока не годятся.

Далее - нельзя не упомянуть Fender Cyber Twin. Это комбо, который содержит в себе 35 имитаций различных знаменитых усилителей. Причём, в данном случае слово "содержит" правильно отражает суть. Там нет никаких цифровых моделей, а есть готовые честные ламповые схемы. Суть этого прибора в том, что он содержит некоторое количество структурных компонентов реальных усилителей, и из них, как из кубиков, собираются различные усилители. Только управление коммутацией - цифровое.

Ну и, наконец, классика никогда не бывает лишней. Имея на студии приборы, которые использовали сотни знаменитостей, вы сможете создавать качественные звуковые стилизации, привлекать клиентов, и просто подтвердить свою правоту делом, давая сравнить звук: вот вам ваш любимый Fender , Gibson, Ibanez, а вот то, что звучит по настоящему хорошо.

Из гитар самые классические - это, конечно, Fender Stratocaster и Gibson Les Paul, далее идут Fender Telecaster и Gibson ES-335, и гитары сегодняшнего дня - Paul Reed Smith. Для рокеров - Ibanez, Jackson или B.C.Rich.

Далее идут комбики. Самый знаменитый, и считающийся многими гитаристами до сих пор самым лучшим и непревзойдённым, - это Fender Bassman. Именно с копирования этой модели началась история таких знаменитых сегодня фирм, как Marshall и Mesa/Boogie. Но это не единственная легенда, созданная Лео Фендером, среди них также Twin, Vibroluxe, Deluxe Reverb.

У Джима Маршалла это Marshall JTM45, Marshall Plexi, JCM 900.

У Mesa/Boogie, в общем-то, все комбики хороши, но самый знаменитый - Mark 1. Нельзя забыть и голос британского рока - Vox AC30, история которого начинается с The Beatles и Who, Брайана Мэя и Queen, и продолжается по сей день.

Что касается всего остального, то о Fuzz Face уже написано, не менее любим Ibanez Tube Screamer, который используют и блюзмен Стив Рей Воан, и Кирк Хаммет из "Металлики". Однако надо учитывать, что этот прибор можно использовать только с ламповыми комбиками, так как он, по существу, является дополнительным предварительным каскадом, на котором сигнал раскачивается по амплитуде, а ограничивается уже на лампе. Он используется для "догрузки" ламповых усилителей, а не как самостоятельный исказитель.

Говоря про гитару, нельзя забыть и про вау-эффекты. Две классических модели - это Cry Baby Original (JimDunlop GCB-95) и Vox Wah-Wah V-847. За них говорят имена их пользователей: Джимми Хендрикс, Джордж Харрисон, Джефф Бек, Кит Ричардс, Билли Гиббонс, группы Motley Crue, Red Hot Chilly Peppers, Smashing Pumpkins и др. Интересно, что обычно используются сразу обе эти модели. Обе они не идеальны, но обладают яркой индивидуальностью и узнаваемостью.

Из других обработок можно рекомендовать хорус Boss CE-1, который для многих остаётся единственным и неповторимым. Аналоговые хорус, флэнджер и смещение тона представлены в приборе TC Electronic SCF Pedal, а процессор задержки с эффектами - в TC Electronic 2290. Кстати, многие гитаристы до сих пор считают TC Electronic 2290 лучшим процессором.

Ни один из этих приборов не будет лишним приобретением, но помните, что это - лишь краски, а опираться надо на грамотно сформированный звук. Гитаристы, возможно, самая нуждающаяся в продюсировании категория музыкантов, хотя сами они в это ни за что не поверят. Но если продюсер отсутствует, то звукорежиссёр остаётся единственным ответственным за то, что фиксируется на записи. Поэтому не надо бояться настаивать на правильных решениях.

И не надо верить в мифы! Пусть гитарист ищет свой звук, но в тех границах, которые вы ему поставите, исходя из требований качественного саунда и общей звуковой задачи. Но какой бы качественный саунд вы не создали, музыкальный материал всё равно первичен. Так пожелаем же всем нам настоящей музыки, вдохновения и хороших записей!

Отношение музыкантов и звукорежиссеров к тем или иным производителям и моделям музыкальных инструментов и аппаратуры всегда субъективно. Мы понимаем, что некоторые читатели могут не согласиться с оценками автора по поводу конкретных марок и моделей. Однако, наш журнал является свободной трибуной профессионалов, и мнения, высказываемые на наших страницах, не являются истиной в последней инстанции, и могут быть оспорены. Приглашаем тех, кого волнуют затронутые автором вопросы, к обсуждению этой актуальной темы.

Категория: Об инструментах | Добавил: Anafema (27.03.2009)
Просмотров: 1425 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]