Апперкот общественному вкусу "Ляпис Трубецкой" оформил "революционную" трилогию Получилось и впрямь неожиданно. Музыканты до поры до времени держали запись альбома в секрете, не забивая медийное пространство "ненужной информацией", и таким образом сохранили для слушателей приятный момент внезапности и удивления от встречи с прекрасным. По уже сложившейся традиции, альбом до своего появления на полках музыкальных магазинов был выложен группой в интернет. Его можно бесплатно скачать в сети "Круги" и при желании там же отблагодарить авторов рублем или другими дензнаками. Тенденция сколь вынужденная, столь и перспективная (Radiohead же заработали на своем "In Rainbows" в Сети). Однако сами "ляписы" иронично комментируют это на своем сайте следующим образом: "Не давай буржуям на чай – "Культпросвет" бесплатно качай!" Эта фраза созвучна как генеральной линии свежего диска, так и всему творчеству "Ляписа Трубецкого" последних лет. Еще с альбома "Капитал" 2007 года Михалок активно внедряет в сознание масс вполне себе революционные лозунги вперемежку с бытовыми хохмами и юморесками, дабы понизить градус пафоса и серьезности. "Манифест" 2008-го возвел призывы "долой олигархов и общество потребления, слава простому люду и анархии" в квадрат. А "Культпросвет" убедительно довершил эту тему, соединив три пластинки в ударную трилогию. Посыл у альбомов действительно одинаков (вот, только пойди-разбери, серьезно он это или нет), и "Ляпис Трубецкой" поет об одном и том же, только разными словами. Но форма подачи всегда на высоте и неизменно поражает. Если на "Капитале" Сергей Михалок предстал в образе семиликого божка, навещающего вотчины мировых диктаторов, то в "Манифесте" он уже заделался рогатым оборотнем со свиным хвостом. На переиздании дисков "Парад-Алле", вышедшем весной 2009-го, "ляписы" нарядились силачами и акробатами из "космического цирка аутсайдеров", а на "Культпросвете" – ни много ни мало великими русскими писателями и поэтами: Александром Пушкиным, Максимом Горьким, Львом Толстым, Михаилом Лермонтовым, Николаем Гоголем и Сергеем Есениным. Лидеру группы досталась роль Владимира Маяковского.  Примерив костюм футуриста, Михалок грамотно развил напрашивавшуюся метафору и, по собственным словам, нанес современному вкусу, нравам и устоям, не пощечину, но апперкот. На "Культпросвете" досталось буквально всем. В открывающем треке "Буревестник", очередном программном номере, на который снят отличный клип, автор традиционно попенял мировым угнетателям и буржуям; в замечательном диско-фанке "Пульс эпохи" пропесочил столичных бездельников, "рожденных жить в каникулы" и якобы "формирующих эпоху". В "Нигилисте" досталось воинствующей молодежи, а в ураганном рок-н-ролле "Зомби-роботы" – "серой биомассе", тому самому "пиплу", который "хавает" ("Стань тупой обезьяной, стань гремучей змеей, купи газету с программой, забей холодильник едой"). Не забыл "Ляпис" пнуть даже самого себя в песне "Светлячки" ("Раньше был алкаш и торчок, а теперь боксер и качок"), где "веселые боксеры" рифмуются с непечатным. Александр Филимонов
|